Российских нефтяников ждет 'битва за Европу'



Источник в нефтяной отрасли, ссылаясь на информацию от ряда крупных мировых компаний, рассказал «Газете.Ru», что европейские нефтеперерабатывающие заводы в последнее начали активно закупать нефть из Саудовской Аравии.

По словам собеседника «Газеты.Ru», саудиты предлагают настолько привлекательную цену, что владельцы европейских НПЗ предпочитают саудовскую нефть российской.

Точные условия поставок источник, впрочем, не раскрыл. Средняя цена российской нефти Urals в январе-сентябре 2015 года составляла около $54,4 за баррель (против $105,07 за тот же период прошлого года). Однако аналитик банка «Уралсиб» Алексей Кокин полагает, что контракты саудитов с европейскими потребителями ориентированы на такие бенчмарки как Brent и Dubai, цена которых сейчас составляет $48−49 за баррель.

«И уже к этой цене саудиты могли предложить дисконт в $0,5−1 за баррель», - считает эксперт.

Ранее в четверг агентство Reuters со ссылкой на источники в нефтетрейдинговых кругах сообщало, что такие компании как американская Exxon, британо-нидерландская Shell, французская Total и итальянская Eni за последние месяцы нарастили закупку саудовской нефти для своих заводов в Западной Европе и Средиземноморье. И прирост доли сырья с Ближнего Востока происходит именно в ущерб поставкам российской нефти.

Во вторник глава крупнейшей в России нефтяной компании «Роснефть» Игорь Сечин заявлял, что Саудовская Аравия начала продавать свою нефть в Польше, причем - по демпинговым ценам.

Пока Россия наращивает нефтяные поставки в регион, утверждает завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. С января по август текущего года, по сравнению аналогичным периодом прошлого, поставки выросли на 5,7% и составили 97,6 млн тонн.

Однако потребление в Европе снижается, - комментирует эксперт. - И в условиях падающего рынка появление новых, к тому же более дешевых объемов, обострит конкуренцию.

По словам Алексея Кокина, Россия обеспечивает около 25% потребностей Европы в нефти (всего Европа потребляет примерно 14 млн баррелей в день, или 700 млн тонн нефти в год). Доля РФ в европейском нефтяном импорте составляет порядка 35%.

«Саудовская Аравия может безболезненно для себя добавить на европейский рынок около 1 млн баррелей в сутки», - полагает Кокин.

Таким образом, если это будет происходить за счет российской нефти, доля в России на рынке Европы снизится почти на треть.

Между тем, именно нефтяной сектор обеспечивает около половины российского федерального бюджета, причем основной статьей дохода, наряду с налогом на добычу, является экспортная пошлина.

Источник «Газеты.Ru» в нефтяной отрасли отмечает, что важны не столько объемы саудовской нефти, сколько сам факт того, что нефть с Ближнего Востока начала попадать туда, куда раньше никогда не поступала.

«Логика арабов тут понятна - они пытаются максимально расширить свою присутствие, нарастить долю в мировом экспорте нефти в преддверии наращивания поставок нефти из Ирана, - поясняет собеседник 'Газеты.Ru'. - Но при этом общий для европейского рынка тренд сейчас таков, что все страны, имеющие возможность хотя бы частично отказаться от российской нефти, делают это».

Отчасти, по словам источника, это вызвано тем, что Россия в последние годы старалась продать свою нефть как можно дороже. С другой стороны, европейцы стараются максимально снизить зависимость от российских энергоносителей.

«Ценовая конкуренция в итоге приведет к тому, что-либо снизится цена на российскую Urals, либо Россия будет утрачивать долю рынка», - говорит источник.

Причем масштабно перенаправить нефтяные потоки на Восток, по его словам, РФ не сможет из-за нехватки транспортных мощностей.

«Нефтяная война, которую начала Россия на Востоке, потеснив арабскую на рынках Азии, теперь пришла в Европу», - подводит итог собеседник «Газеты.Ru».

Алексей Топалов




  • Что они делают? Они не помогают жизни.



Они все жили этими ролями.
Один полицейский работал в деревне двадцать лет, причем он не пользовался уважением местных жителей.

>> В Минэкономразвития предложили отдать S7 маршруты Трансаэро